«Европа нам поможет»

 

«Приморцев спасают вертолеты из Европы». (АТО№184, ноябрь 2017)

«С появлением европейских вертолетов медицина катастроф в крае вышла на качественно новый уровень.

Для выполнения работ санитарной авиацией в Приморском крае используются два легких вертолета AS350 B3e (H125) производства Airbus Helicopters. Эти машины были приобретены администрацией региона в 2015 г. в рамках госпрограммы «Развитие транспортного комплекса Приморского края на 2013–2020 гг.».

 

 

Что и говорить: жители Приморского края «пропали» бы без Н125?

Тем временем Индия закупает у нас соосные Ка-226 в количестве 200 штук, выигравшие международные конкурсы у этих же Н125.

 

 

У камовцев в 90-х гг. был и более современный проект с одним двигателем: соосный Ка-115, но безопаснее Н125, дешевле, совершеннее и вместительнее, где вместо одного сопровождающего могли разместиться врач и медсестра, т.е. бригада.

 

 

Но для правительственного чиновника — либерала вертолет с хвостовым винтом – бальзам на душу! Наверно, за его драйф: при работающих винтах хвостовой винт очень опасен на земле; при отказе в воздухе, за редким исключением, — катастрофа; отбирает часть мощности двигателей в ущерб полезной загрузки; а для солидности фюзеляжа к нему прилагаются тяжеленная хвостовая балка с редукторами. У соосного вертолета тоже имеется хвостовая балка, но она в сравнении с хвостовой балкой классической схемы – «пушинка». В то время как соосный вертолет запросто летает хвостом вперед при любой скорости, «Автомату Калашникова» Ми-8 не разрешается летать задом наперед даже при маневрировании перед посадкой:

 

«Причиной авиационного происшествия явилось попадание ВС в режим «вихревого кольца» при выполнении посадки по-вертолетному без использования влияния «воздушной подушки». Попыток вывода из данного режима методом, указанным в РЛЭ (руководстве по летной эксплуатации) вертолета Ми-8Т, экипаж не предпринимал», — говорится в сообщении МАК.

Читайте также  В 2017 году ВКС получили 12 ударных вертолётов Ка-52 «Аллигатор»

По мнению МАК, это произошло потому, что экипаж совершил ошибку, вертолет летел «хвостом вперед» на скорости до 40 километров в час. Такой маневр в руководстве по эксплуатации вертолета отсутствует» (Комиссия МАК завершила расследование авиационного…»Авиапорт»).

 

Теперь сравним ЛТХ Ми-8 МТВ  и  Ка-32 с одинаковыми двигателями ТВ3-117

 

 

Модификация 
Ми-8МТВ
Крейсерская скорость, км/ч 
230
Масса, кг пустого
7381
Нормальная взлетная 
11100
Полезная нагрузка
до 24 пассажиров или   4000 кг груза

 

 

 

Модификация 
Ка-32
Крейсерская скорость, км/ч 
240
Масса, кг пустого
6000
Нормальная взлетная 
11000
Полезная нагрузка
13 пассажиров    или  5000 кг груза
 

            

Небольшое количество пассажиров у Ка-32 объясняется его малым по высоте объемом фюзеляжа. Дело в том, что этот вертолет – модификация Ка-27, построенного в советские времена специально для ВМФ. А вот у камовцев на базе Ка-32 с 2001г. имеется проект Ка-32-10 с объемом фюзеляжа соразмерным с Ми-8, но главный редуктор и несущие винты — серийные от Ка-32, поэтому на выходе он по стоимости предполагается не дороже и даже дешевле сегодняшнего Ми-8, что, на мой взгляд, и не устраивает «эффективных» менеджеров, ибо с камовского вертолета много «бабла не срубишь» и, надо полагать, из-за этого его реализацию-то «ЗАМОРОЗИЛИ». Да и вообще: непозволительно российским инженерам запускать в серию вертолет лучше ЗАПАДНОГО! Поэтому вместо проекта Ка-32-10АГ «Вертолеты России» запустили в серию Ми-171А2 с теми же двигателями  ВК-2500, но который также проигрывает по всем статьям: по безопасности, по грузоподъемности; по скоростным характеристикам Ка-32-10АГ не уступит Ми-38, а на внешней подвеске поднимет на тонну больше, что говорит о большой энерговооруженности Ка-32-10АГ.  Но для арктических полетов готовят Ми-171А2:

Читайте также  Авиакомпания «Конверс Авиа» получит в лизинг два вертолёта Ми-8АМТ

«18 июля. B рамках недавно объявленного проекта по разработке шельфовой версии вертолета Ми-171А2 машину приспособят к работе в условиях Арктики, рассказали ATO Show Observer в «Вертолетах России». Это потребуется в связи с тем, что машину планируется задействовать в том числе на арктическом шельфе.

 

 

В холдинге надеются, что опыт разработки «арктических» вертолетов позволит сравнительно быстро вывести на рынок шельфовую версию Ми-171А2. Машина разрабатывается в интересах топливно-энергетических компаний».

Конечно, экономически намного выгоднее для Государства был бы соосный вертолет, когда базовый Ка-32 давно проверен в реальных условиях Арктики, чем «городить огород» с Ми-171А2:

«В Арктике проведена опытная разгрузка судна-снабженца на необорудованный берег вертолетом Ка-32. В этом эксперименте участвовал бывалый полярник Герой Советского Союза Марк Иванович Шевелев».

 

Вспоминает Марк Шевелев:

«Предстояло снабдить полярную станцию на острове Медвежий всем необходимым для длительной зимовки. Обычно на такую операцию в Арктике уходит много времени. Нет причалов, снег, ветер, на понтоне не всегда подойдешь к самому берегу. Словом, люди тащат грузы и в ледяной воде, и тут не спасают даже специальные костюмы. Особенно тяжело перетаскивать вручную емкости с горючим. А ведь все надо перенести как можно дальше от моря, за линию максимального прилива. И вот, несмотря на туман, с помощью вертолета Ка-32 мы закончили разгрузку судна «Саша Бородулин» всего за полтора дня.

 

Вертолет подхватывал с палубы контейнер с грузом в пять тонн и переносил его на остров к самому домику метеорологической станции».

 

Почему же раньше нельзя было пригласить винтокрылый аппарат в такелажники и грузчики? Дело в том, что в полярных условиях только Ка-32 можно надежно использовать для работы с кораблей. Вертолет удачно прошел всесторонние испытания. Моряки, ученые, летчики оценили его огромные возможности.

Читайте также  Все российские вертолёты получат композитные лопасти

 

Рассказывает командир подразделения вертолетчиков гражданской авиации Валентин Андреев:

«Ка-32 даже нас, летавших на вертолетах разных конструкций, удивил. Этот компактный крепыш имеет отличные двигатели. У него на борту великолепный пилотажно-навигационный комплекс и компьютер, с помощью которых можно летать в автоматическом режиме над океаном и днем, и в полярную ночь без станции привода и диспетчеров. Электронная аппаратура всегда держит верный курс».

 

Эта машина — находка для Заполярья. Вертолеты Ка-32 в составе арктических караванов принесут серьезную экономию народному хозяйству» (Праздник на острове Медвежьем. Верный курс. Мировые рекорды Ка-32.).

 

Виталий Беляев