Издание Defense News сообщает, что во время военного парада, который уже второй год подряд проводится в Исламабаде в День Пакистана, наряду с баллистической ракетой Shaheen III главным героем стал китайский ударный вертолёт CAIC WZ-10.
Издание отмечает, что это первая официальная презентация WZ-10 в составе вооруженных сил Пакистана с того момента, как в конце прошлого года появилась информация, что Пакистан собирается заместить этим вертолётом американские машины AH-1F Cobra.
Примечательно также, что на рынке в Пакистане основную конкуренцию WZ-10 на сегодня составляет не американский AH-1F Cobra, а российские ударные вертолёты Ми-35, которые Исламабад недавно закупил у России в количестве 30 единиц.
Впрочем, если верить сообщениям пакистанских чиновников, скорее всего, основу ударной вертолётной группировки Пакистана будут составлять, как Ми-35, так и китайский WZ-10, который, кстати говоря, имеет очевидные российские корни.
Дело в том, что WZ-10 разработан с прямым участием российских специалистов, а конкретно – ведущего российского предприятия в этой сфере военной техники – ОКБ Камова.
Например, в 2013 года генеральный конструктор этого предприятия Сергей Михеев заявил, что WZ-10 был разработан на основе эскизного проекта 941, который был заказан со стороны Китая российским специалистам в 1995 году. Кроме того, этот проект разработан в полном соответствии с китайскими требованиями и не основывается на моделях советских ударных вертолетов.
Дальнейшую доводку китайцы осуществляли сами, а теперь, например, считают своим главным достижением, что корпус ударного вертолёта Z-10 выполнен по технологии «стэлс».
Ведущий специалист Ассоциации Вертолётной индустрии Игорь Блинов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что, несмотря на факт сотрудничества между Москвой и Пекином по проекту 941 и разработки ОКБ Камова облика WZ-10, в целом программы ударных вертолётов России и Китая между собой никак не связаны.
«У них есть свой вариант Ми-171, который в Китае делают по лицензии, но это транспортная машина, а не ударный вертолёт. Все остальные свои вертолётные проекты Пекин делает на основе европейских технологий. Можно вспомнить хотя бы тот факт, что франко-немецкая компания Eurocopter разместила в Китае свои производственные мощности», — резюмирует Блинов.
В частности это наложило отпечаток и на историю проекта WZ-10, который начал разрабатываться китайцами в условиях западных ограничений на поставку военных технологий в КНР.
Поскольку попытка Пекина создать ударный вертолёт своими силами – провалилась, китайцы были вынуждены обратиться к международному опыту и поначалу позиционировать этот проект в качестве гражданского проекта Z-10, впрочем, не отрицая того факта, что на его базе может быть создан ударный вертолёт WZ-10.
Таким образом, китайцы заключили контракт с французской компанией Eurocopter, а также с англо-итальянским консорциумом производителей вертолётной техники AugustaWestland. Кроме того, в 2001 году Китай сумел получить вертолётные двигатели от канадского отделения ведущей американской компании Pratt&Whitney.
«При этом, у китайцев до сих пор нет своей собственной двигательной промышленности, поэтому они покупают силовые агрегаты либо у нас, либо в Европе у Eurocopter. Также у них сейчас появился альтернативный поставщик в виде Украины, но этот вариант – ненадёжный, хотя бы потому, что у украинцев существуют серьезные проблемы с авторскими правами по поводу поставляемой ими в Китай техники», — заключает Блинов.
Так что, сравнивать WZ-10 с российскими Ка-52 и Ми-28 – нельзя, несмотря на тот факт, что Россия выполняла для Китая ряд НИОКР в контексте разработки данной машины.
Во-первых, Россия является признанным лидером в сфере ударных вертолётов, соответственно, наши машины лишены всех тех «родовых» недостатков, которые есть в WZ-10, учитывая историю его создания. Во-вторых, внешне и по компоновке он похож на Eurocopter Tiger и итальянский Augusta A-139 Mangusta.
В целом, это скорее серьёзная заявка Китая на самостоятельное участие в этой сфере военной техники, а не проект вертолёта, который в состоянии тягаться с лучшими мировыми аналогами. И тот факт, что WZ-10 рассматриваются Пакистаном на одном уровне с российскими, пусть и модернизированными, но всё-таки ударными вертолётами предыдущего поколения Ми-35 – это подтверждает.
Дмитрий Сикорский,
бизнес-агентство «экономика сегодня» (http://rueconomics.ru/166123-kitaec-wz-10-ne-konkurent-udarnym-vertoletam-mi-28-i-ka-52)