Кто замолвит слово за летчиков Ми-28 и Ми-24?

 

Встреча Нового Года – всегда праздник, красивый и один из самых долгожданных, встречают его наши люди в приподнятом настроении. К великому сожалению, не всегда и не у всех это сбывается, как в этот раз у летчиков базы Хмеймим в Сирии, когда 31 декабря на них свалилось сразу два горя:

1. Катастрофа вертолета Ми-24 по технической неисправности с гибелью летчиков, бортехник остался жив, но переломаны ноги.

2. 31 декабря 2017 г. боевики обстреляли базу из минометов и еще «… гибель двух вертолетчиков» (РИА   Новости).

 

 

По обстрелу базы в СМИ – статей множество и по сегодняшний день, да в разных подробностях с предположениями по недопущению такого впредь. Например, только на одной странице обнаружил сразу несколько таких статей: «По Хмеймиму: кто, чем и зачем стреляет по авиабазе. России в Сирии»; «Обстрел Хмеймима выявил пробелы во «втором кольце» обороны»; «Сирия: обстрел авиабазы Хмеймим и реакция на него»; «Каким оружием могла быть атакована база Хмеймим?»; «Русскую авиабазу в Сирии обстреляла «замирённая» группировка исламистов» (Военное обозрение*).

И наш Президент: «Путин о двух погибших в Сирии: «террористы СИЛЬНО пожалеют об этом…» (08.01.2018 Яндекс. Дзен).

Нет сомненья, что Президент примет жесткие меры против этих боевиков и отобьет им всякую охоту нападать на базу Хмеймим. В связи с этим у меня вопрос:

«Почему он также жестко не реагирует в защиту тех же летчиков, чтобы они впредь не погибали в падающих вертолетах по причине их низкого конструкторского качества (Ми-28Н) или по старости (Ми-24)?

Ми-28Н начали падать сразу после поступления их в наши ВВС. С 2009 года по данным открытых источников произошло шесть «жестких посадок», в результате которых погибли четыре боевых летчика. Теперь еще одной трагедией больше (Ми-24) и лишились еще двух боевых летчиков, но самое обидное, что за них замолвить: «СИЛЬНО пожалеют об этом»:   НЕКОМУ!

Из вышеназванных падений вертолетов, восстановлению подлежали только пара вертолетов, остальные — ремонту не подлежат. Ставя Ми-28Н на вооружение, в качестве оправдания утверждалось, что он намного дешевле Ка-50, а мы – бедные? Сегодня его стоимость сравнялась с Ка-52 и к радости врагов он своими «жесткими посадками» медленно, но уверенно сам обедняет государственный бюджет. Может и вправду по заказу США?        

Читайте также  Вертолёты Ми-8АМТ и Ми-171 обслужат добывающие проекты «Роснефти»

Удар русского «Крокодила»: эффектные кадры из кабины

 

Стоимостью-то он с камовскими вертолетами сравнялся, а вот маневренность и надежность «Черных акул» для Ми-28Н недоступны и летчикам этих вертолетов остается об этом только мечтать. Медвежью услугу им в этом некогда преподнес экс. министр обороны С.Иванов.

Прямо диву даешься, когда при выдающихся Ка-50/52, героев-летчиков вынуждают выполнять боевые задания на дохлых Ми-28Н и Ми-24, а ведь Президент не раз ставил задачу по оснащению наших ВС новейшим совершенным вооружением, и всем давно известно, что из боевых вертолетов в настоящее время во всем мире нет равных вертолетам Ка-50 «Черная акула» и Ка-52 «Аллигатор». Следует заметить, что Ми-28НМ, идущий на смену Ми-28Н – тот же самый Ми-28Н, только с доработанными редукторами, что позволит снять ограничения с двигателей по мощности, но со всеми остальными присущими ему отсталостями по маневренности, вооружению и безопасности полетов. Причем безопасность полетов тут надо рассматривать не только с точки зрения наличия у камовских машин катапультных кресел, но в еще большей степени: отсутствия у камовских машин очень опасных хвостовых винтов.

Не секрет, что армия США готовится перейти на высокоскоростные соосные вертолеты и для этого уже реально испытывают боевой вертолет S-97

 

 

Зато созданию высокоскоростных вертолетов для наших вертолетчиков кремлевское правительство всячески препятствует. НО, скажем, для конструкторов МВЗ высокоскоростные вертолеты: «Не по Сеньке – шапка», они только-только начинают запускать в серию Ми-38, вертолет из первой половины 80-х годов прошлого века, который в советское время уже списывали бы с эксплуатации по выслуге лет, но высокоскоростной вариант у них был в качестве проекта – фантома по имени «Ми-Х1», которому обещали максимальную скорость  аж в 520к/ч. Обещать одновинтовому вертолету такую скорость могут только люди с больной головой, потому что по теории полета одновинтовой вертолет после скорости 400к/ч переворачивается вверх тормашками с последующей встречей с земной поверхностью, о чем в КБ МВЗ прекрасно знают.

 

 

Но генеральные этого КБ – это вроде как каста неприкасаемых и с них все, как с гуся вода; им позволительно все, поэтому вместо знаменитой «Черной акулы» в серию запускают трижды подряд проигравший ему конкурсы, да еще и недоработанные Ми-28Н. Летчики, эксплуатирующие эти вертолеты, начиная с 2011года, за эту несправедливость расплачиваются своими жизнями, а Государство – финансами и снижением оборонительного потенциала. Тем не менее экс. главкома ВКС В.Бондарева такое положение дел с Ми-28Н не беспокоит, и он по сей день продолжает его пиарить: «это прекрасный вертолет, который пилоты ценят и относятся к нему с огромным уважением» (Подробнее на ТАСС 4 декабря 2017г.).  Сам он вертолеты никогда не пилотировал, поэтому слепо повторяет за конструкторами МВЗ, выдавая этому недоноску лживую характеристику вместо реальной. Например, когда в Буденновск была отправлена вторая партия Ми-28Н, то летчики от них категорически отказались (реальность) и эту партию вертолетов перенаправили в Торжок. Именно на них и летает пилотажная группа «Беркуты», и именно с этой партии при показательных выступлениях на полигоне Дубровичи, Рязанская обл. в августе 2015 года упал очередной Ми-28Н и убил ведущего пилотажной группы полковника Игоря Бутенко.

Читайте также  «Вертолеты России» завершили поставку в Индию Ми-17В-5

 

 

А ведь после первой же катастрофы в Буденновске про этот вертолет: «Как пояснил газете ВЗГЛЯД заместитель начальника летного испытательного центра, заслуженный летчик-испытатель, Герой России полковник Игорь Маликов, попадание стружки в редуктор происходит НЕРЕДКО…». (Авиапорт. Опубликовано: 15.02.2011).

Казалось бы, что после такой объективной характеристики авторитетного летчика-испытателя главком ВВС обязан был прекратить полеты на этих вертолетах и в серию запустить давно доказавший свое превосходство во всех отношениях ударный Ка-50, тем более, что об этих вертолетах очень высоко отзываются армейские летчики.

 

 

Рассказывает полковник Александр Витальевич Рудых, руководитель БУГ (Боевая ударная группа), принимавшая участие в Чеченской войне:

«Ограничение по ветру даже на равнине все равно остается, как и особенности эксплуатации машин одновинтовой схемы в горных условиях. От большинства этих ограничений избавлены соосные машины, так как нет у них проблем при разрушении руля управления и даже хвостовой балки. У ‘Черной акулы’, не имеющей аналогов в мире, уникальные характеристики для горных условий.

Для вертолета с соосной схемой не имеет значения, с какой стороны дует ветер при взлете или заходе на посадку. С полной боевой нагрузкой ‘Черная акула’ висит на высоте 4.000 метров. Насколько эффективно выполняются боевые задачи на этой машине, мы убедительно показали в Чечне.

Рано утром нам ‘нарезали’, как правило, обратные склоны гор, по которым не могла работать артиллерия, и мы планомерно ‘вычищали’ квадрат за квадратом. Во всех полетах осуществляли видеосъемку выполнения задания и результатов боевого применения. Собрали обширный материал, подтвердили его документами.

Техника (Ка-50) показала себя с лучшей стороны. Больше всего лично мне пришлась по душе установленная на камовской машине цифровая карта местности. Она позволяет с максимальной эффективностью использовать электронную карту, выполненную в виде обычной полетной карты. Летчик может в полете переходить на любой удобный и нужный для него масштаб; при этом на мониторе высвечивается отметка, указывающая место вертолета. Обозначения без использования системы ГЛОНАС с точностью +50 метров позволяют выполнять заход на посадку в сложных метеоусловиях.

Читайте также  Всепогодный противолодочный вертолёт Ка-25

Экипажи из строевых частей не знали возможностей Ка-50, как и особенности пилотирования соосных машин, а потому после первого боевого вылета дали хотя и эмоциональную, но точную оценку: ‘Это не полет, а какая-то фантастика. Не понятно, кто кого прикрывает’. После чего Р. Сахабутдинов заявил о невозможности выполнения задачи по прикрытию его экипажами. Вот почему ‘крокодилов’, сопровождавших ‘Черных акул’, пилотировали летчики БУГ. Для оценки действий Ка-50 в интересах научной работы мне приходилось занимать рабочее место и в Ми-24.

Когда я доложил генерал-полковнику В. Баранову полученный приказ возвращаться на базу, он вызвал начальника авиации ОГВ(с), тогда еще полковника, Рифа Сахабутдинова и спросил:

   — Ты сможешь продолжить эту работу и ‘вычищать духов’ так же, как камовские машины?

   — Нет. Ми-24 не могут выполнять такие задачи.

   — Так почему они улетают? Почему не требуешь их оставить?

 

Вразумительного ответа генерал Баранов не получил, тем более что нас и так по просьбе командования ОГВ(с) задержали в зоне боевых действий дополнительно на месяц. БУГ вернулась домой, выполнив все поставленные перед ней задачи. (Слово о «Черной акуле»:  20 июня 2006 года ЮРИЙ ЗАРЕЦКИЙ, Красная звезда).

 

Работа вертолетов Ка-52 «Аллигатор» в Сирии

 

Виталий Беляев специально для Avia.pro