В сентябре 2015 года на Казанском вертолётом заводе (КВЗ) был изготовлен фюзеляж для первого серийного образца среднего транспортного многоцелевого вертолёта Ми-38. К этому моменту его прототипы почти завершили программу заводских испытаний, выполнив 112 из 180 предусмотренных ею полётов. По завершении заводской программы, которая также включает наземные и стендовые тесты, должны состояться контрольные сертификационные испытания. Участие в лётных испытаниях принимают только два последних прототипа — третий и четвёртый. Они же проходят финальную стадию сертификационных тестов. В отличие от третьего опытного образца четвёртая машина представляет собой предсерийную версию: при её создании были учтены все конструктивные особенности типа.
Второй прототип переоборудован в натурный стенд, который используется для проверки надёжности несущей системы и ряда других механизмов. Первый опытный образец выполняет роль демонстрационного борта, для чего на него установили салон повышенной комфортности.
Лётные прототипы оснащены турбовальными двигателями ТВ7-117В, разработанными компанией «Климов», которые планируется ставить и на серийные Ми-38. Мощность силовой установки на взлётном режиме составляет 2500 л. с. Летом 2015 года двигатель был сертифицирован с ограниченным ресурсом 100 ч. Ожидается, что после прохождения очередного этапа испытаний ТВ7-117В сертифицируют с ресурсом 1000 ч.
В общей сложности «Вертолёты России» заказали у ОДК 50 моторов этого типа. В соответствии с планом первые восемь двигателей из данной партии холдинг должен получить в 2016 году. В 2017 году «Климов» поставит заказчику 12 ТВ7-117В, в 2018-м — 14 моторов, в 2019 году — 16.
Ми-38 занимает промежуточное место между средними машинами семейства Ми-8/17 и тяжёлыми Ми-26. Его разработал Московский вертолётный завод им. М. Л. Миля. По словам генерального директора «Вертолётов России» Александра Михеева, вертолёт создан по российским нормам АП-29, гармонизированным с европейскими CS-29 и американскими FAR-29.
Ми-38 отличается одним из самых высоких уровней автоматизации среди гражданских вертолётов. Машина способна к самостоятельному полёту по заданному маршруту, в автоматическом режиме возможно выполнение посадки и висения. Вертолёт оснащается интегрированным комплексом бортового оборудования (ИКБО-38) с индикацией данных на пяти ЖК-дисплеях.
Кабина Ми-38
Основные элементы конструкции фюзеляжа Ми-38 изготовлены из алюминиевых сплавов и композитных материалов. Предполагается, что вертолёт будет использоваться для перевозки пассажиров и грузов, поисково-спасательных работ, медицинской эвакуации и полётов над водой. В кабине Ми-38 можно перевозить груз весом 6 т, на внешней подвеске — 7 т. Пассажировместимость машины — 30 человек.
Запустить серийное производство Ми-38 планируется в 2016–2017 годах. Благодаря техническим решениям Ми-38 превосходит другие вертолёты своего класса по грузоподъемности, пассажировместимости и многим лётно-техническим характеристикам.
30 декабря 2015 года Росавиация выдала сертификат типа АП-21 по нормам Авиарегистра на вертолёт Ми-38.
По материалам журнала «Вертолёты России»
Фото Армена Гаспаряна (Airplane Pictures)