9 марта была напечатана статья «Камов против Миля…», в которой рассказаны преимущества ударного вертолета Ка-50 против Ми-28Н.
А уже 23 марта противовесом появляется статья в СМИ, прославляющая Ми-24:
«Мокрого места не оставили: российские Ми-24 устроили боевикам в Сирии «смертельную карусель» («Под прицелом»).
Не стоило бы заострять внимание на этой статье, но отдельным «жизненным» моментам Ми-24 из статьи позавидовал бы сам барон Мюнхаузен:
«Ми-24 получился настолько неубиваемым, что об этом ходят легенды далеко за пределами России. Например, в начале 2000-х один Ми-24 из авиапарка ООН, пролетая над Атлантическим океаном, потерял высоту и нырнул в воду. Для любого другого вертолета этот случай окончился бы катастрофой, но только не для Ми-24. Вертолет вынырнул из воды и как ни в чём ни бывало полетел дальше. За этот манёвр борт получил прозвище «Калипсо» и рисунок в виде вертолёта-подводной лодки с перископом».
КРУТО!!!
Но по другой выдержке: «Установленные на Ми-24 газотурбинные двигатели мощностью 2000 лошадиных сил позволяют машине развивать скорость 335 км/ч, а в случае выхода из строя одного из двигателей вертолет может спокойно вернуться на базу на втором» — придется автору преподать ликбез.
По скорости верно, но то, что Ми-24 запросто летает на одном двигателе – очень сомнительно, поскольку в действительности ему и двух-то явно маловато:
«Высокие скоростные характеристики Ми-24 были достигнуты ценой нагрузки на несущий винт, в полтора раза большей по сравнению с «восьмеркой». В повседневных экстремальных условиях (жара, высокогорье, повышенная запыленность) это существенно сказывалось на управлении. Мало того, привычные навыки пилотирования зачастую оказывались даже вредными и могли привести к аварии. На взлете и посадке при перетяжеленном винте резкое движение ручкой вызывало просадку, машину пытались удержать дачей «шаг-газа», приемистости «ослабевших» двигателей не хватало, и вертолет валился к земле. На малых скоростях на «горке» или у земли Ми-24 начинал вести себя непривычно. Управляемости по курсу оказывалось недостаточно, реактивный момент несущего винта тянул машину в самопроизвольный левый разворот и мог свалить в вертолетный штопор. При энергичных маневрах с перегрузкой на больших скоростях и углах атаки из-за срыва потока с лопастей Ми-24 задирал нос, переходя в «подхват» – кабрирование с неподчинением управлению, после чего резко проваливался. Дело не раз оканчивалось грубой посадкой на законцовки крыла и блоки. Избежать «подхвата» можно было строгим соблюдением ограничений, но в бою летать «пониже да потише» не приходилось. В «подхвате» и при энергичном выводе из пикирования случались удары лопастей о хвостовую балку. Так, в августе 1980 года после штурмовки каравана «двадцатьчетверки» комэска Козового и его зама Алаторцева вернулись в Файзабад с посеченными лопастями хвостами. Этот случай имел трагические последствия: пойдя в контрольный облет после ремонта, м-р Козовой попал под огонь ДШК, рулевой винт с отстреленной лопастью пошел вразнос, поврежденная хвостовая балка разрушилась, и неуправляемая машина рухнула, похоронив весь экипаж. В ней погиб и Герой Советского Союза В.Гайнутдинов, – комэск с «восьмерок», занявший место оператора в машине своего товарища по училищу». (Выжженное небо Афгана. Боевая авиация в Афганской войне Марковский Виктор Юрьевич).
Кстати, помимо двух потерянных вертолетов Ми-28 и одного Ми-24 в Сирии по причине их ненадежности, был сбит ракетой ещё и Ми-35: на видео хорошо видно её разрыв в районе хвостового винта, винт разрушился и вертолет посыпался к земле в неуправляемом режиме!
В опытном полете на Ка-50 отстрелили хвостовую балку: вертолет на скорости до 200км/час уверенно долетел до аэродрома и благополучно произвел посадку! Это еще одно и очень ЦЕННОЕ преимущество для боевого вертолета, потому что боевики ведут огонь всегда сзади.
В данном случае летчики с Ка-50/52 имели бы 2 варианта выживания:
- Долететь без хвостового оперения до базы и произвести посадку.
- Катапультироваться и остаться живыми! Там в помощь барражировал и второй вертолет, что хорошо просматривается на видео.
По телеведущему программы «Время покажет» А. Шейнину — всякое действо имеет свой смысл и цель, или по Козьме Пруткову: «Зри в корень»!
Можно заглянуть и «в корень», благо с интернетом все можно :
«Ведущая советская вертолетная фирма «Миль» находилась под контролем американской компании «Сикорский», в интересы которой оснащение российских Вооруженных Сил современными образцами отнюдь не входило». («Российская газета» — Федеральный выпуск №3613 от 26 октября 2004 г.).
А я по началу думал, что у них только коммерческие интересы берут верх над государственными, оказывается надо брать выше: на роль тарана по продвижению в серию Ми-28 от наших «заклятых друзей» к ним был прислан С.Сикорский и наша Армия осталась без лучшего в мире Ка-50, а потом и без Ка-32-10АГ, которому не «нашлись» заказчики. А ведь летай наши летчики на вертолетах Ка-32-10АГ и «злой рок» обходил бы стороной:
«Злой рок преследует российскую армию: разбился Ми-8.
В Итум-Калинском районе Чеченской республики потерпел крушение российский вертолет Ми-8.
Вертолет Ми-8 упал в Чечне из-за резкого порыва ветра, — написал в своем телеграм-канале глава республики Рамзан Кадыров. По его словам, воздушное судно должно было доставить пограничников на заставу в Итум-Калинском районе. Семь человек остались внутри. Воздушное судно упало в пропасть с высоты 150 метров. 7 марта 2018».
«Стали известны подробности крушения вертолета…
Согласно последним данным, перед тем как упасть борт сильно раскрутило. В результате этого людей в салоне начало разбрасывать по разным сторонам. На тот момент пилоты вертолета МИ-8 уже полностью потеряли управление, не сумев удержать его воздушное судно в воздухе» («Инфореактор»).
Очень и очень печально!!! Мои соболезнования!
Не прошло и месяца: «В Белоруссии странным образом разбился в яблочном саду… 23.03.2018
Боевой вертолёт Ми-24 Белоруссии рухнул на глазах у семейной пары, которая случайно оказалась по близости. Когда они увидели шумный вертолёт в небе, то решили заснять его на видеокамеру телефона. Благодаря им весь процесс падения оказался доступен для следствия и всего мира. На кадрах четко видно, что вертолёт в один момент на небольшой высоте закружился, а затем рухнул на землю.
Причиной столь странного поведения вертолёта, по словам экспертов, может являться технические неполадки с хвостовым оперением, либо ошибка пилотов».
Тут приземление более мягкое и с летчиками все в порядке, а значит и выводы МАК будут объективными, но в любом случае и к этому падению прямое отношение имеет тот же хвостовой винт. Он же был виновником и последних 3-х катастрофах в Сирии, поэтому надо считать «злым» не рок, но хвостовой винт, от которого давным — давно следовало бы отказаться, а летчиков пересадить на Ка-50/52, да на Ка-32-10АГ.
Кстати, Ми-8 от бокового ветра падают не только в горах, но и на ровном месте.
КРАСНОЯРСК, 25 февраля. /ТАСС/. Причиной жесткой посадки вертолета Ми-8 на мысе Арктический в Красноярском крае, по предварительным данным, стал порыв бокового ветра. Об этом в воскресенье сообщила пресс-служба Западно- Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ.
«По предварительной информации, в момент приземления из-за бокового порыва ветра воздушное судно накренилось и завалилось на бок», — сообщает ведомство. По факту жесткой посадки проводится проверка.
«Для вертолета с соосной схемой не имеет значения, с какой стороны дует ветер при взлете или заходе на посадку» (полковник А.В. Рудых Слово о «Черной акуле»: 20 июня 2006 года).
Вышеназванный вертолетопад наводит на мысль, что у Министра обороны С.К.Шойгу должны быть советники не только по истребителям, но и по вертолетам, причем по вертолетам должен быть советник из чистокровных вертолетчиков, такой как армейский летчик — испытатель полковник Александр Рудых, который летал в боевых условиях Чечни и на «Ми-24», и на «Ка-50», т.е. который знает цену этим вертолетам не по наслышке, подобно экс. главкому ВВС В.Михайлову или генерал-полковнику ВКС В. Бондареву, который будучи главкомом ВКС «пел хвалебные оды» вертолету Ми-28Н, но став сенатором сообразил, что Ми-28Н – убойный» вертолет.
А ведь в том, что наши боевые вертолетчики вынуждены летать на такой несовершенной технике не малая вина и МО. Вертолетами «Ми» убиваются наши военнослужащие, а Министерство обороны продолжает заключать договора на явно непригодные для современной войны эти вертолеты, когда у нас имеются более совершенные и готовые к массовому производству Ка-50/52 и Ка-32-10АГ!
Конструкторам МВЗ регулярно выделялись финансы в огромных суммах на НИРы, следовательно, они должны отрабатывать эти деньги не по отчетам, а в железе! Например, у нас до сих пор нет замены вертолету Ми-6 грузоподъемностью 10-12т., осваивать Арктику начинали на дорогущих Ми-26, у которых ЛТХ остались прежними, но стоимость летного часа выросла более, чем в 2раза. Во все времена и у всех КБ при массовом производстве авиатехники её стоимость падала, но у конструкторов МВЗ – строго наоборот!?
Для работы в Заполярье и Арктики должны проектироваться вертолеты с повышенной безопасностью полетов и более комфортные. Таким вертолетом на сегодняшний день вижу вертолет поперечной схемы, да еще и с 4-мя двигателями по типу В-12, т.е. конструкторы МВЗ сегодня имеют возможность построить такой вертолет на базе Ми-171А2. Заказчиком такого вертолета должны выступить М.О. и причем в договоре жестко ограничить конструкторов МВЗ во времени, чтобы они строили его не десятилетиями, подобно Ми-38, а укладывались в отведенное им время. В случае срыва сроков – ШТРАФ, да такой, чтоб им впредь было не повадно заваливать план. В данном случае несущие винты, двигатели и главные редукторы – серийные, отсюда и время постройки должно быть сжато до минимума.
М.Л.Миль вертолет Ми-8 строил с нуля: «Разработка перспективного среднего многоцелевого вертолёта под обозначением В-8, призванного заменить выпускавшуюся модель вертолёта Ми-4, началась в ОКБ Миля во второй половине 50-х годов. Первый прототип В-8 поднялся в воздух 9 июля 1961 года, он имел один турбовинтовой двигатель АИ-24; второй прототип В-8А — 17 сентября 1962 года, он имел уже два турбовальных двигателя ТВ2-117, которые устанавливались уже и на серийные машины» (Википедия).
В-12: «Проектирование началось в 1963 году. Первый полёт вертолёт совершил 10 июля 1968 года (лётчик-испытатель В. П. Колошенко)» (Википедия).
У сегодняшних конструкторов МВЗ готовы несущие системы, готова схема вертолета и мощные компьютеры, им регулярно выделялись миллиардные суммы денег. А может у них есть еще более современная схема вертолета? Ведь в сравнении с Ми-26 он должен быть экономичным, дешевым, с большим процентом полезной загрузки! И тогда им УДАЧИ!
Виталий Беляев специально для Avia.pro
- Добавить комментарий