Состав российской группировки в Сирии: техника и вооружение

В состав группировки ВКС России в Сирии входят более 50 самолётов и вертолётов, в том числе фронтовые бомбардировщики Су-34 и Су-24М, штурмовики Су-25СМ, истребители Су-30СМ и Су-35С, ударные вертолёты Ми-24П, а также транспортно-штурмовые вертолёты Ми-8АМТШ.

При подготовке и постановке задач используются данные воздушной разведки и уточнения, получаемые от штаба сирийской армии и с помощью средств космической разведки и беспилотников. Все действия России координируются с сирийской стороной

Помимо ВКС РФ, к операции был также привлечен российский Военно-морской флот. В ночь с 6 на 7 октября 2015 года корабли Каспийской флотилии ВМФ РФ из акватории Каспийского моря нанесли массированный удар крылатыми ракетами ЗМ-14 комплекса морского базирования «Калибр НК» по объектам ДАИШ* на территории Сирии. 26 ракет были выпущены с кораблей «Дагестан», «Град Свияжск», «Великий Устюг» и «Углич».

17 декабря 2015 года самолёты Дальней авиации ВКС РФ Ту-160, Ту-22М3 и Ту-95МС нанесли удары по позициям ДАИШ* в Сирии, совершены пуски 34 крылатых ракет по целям боевиков в провинциях Алеппо и Идлиб. Прикрытие авиационной ударной группы обеспечивали 4 истребителя Су-27СМ.

20 ноября 2015 года корабли Каспийской флотилии выполнили пуски 18 крылатых ракет по семи целям в провинциях Ракка, Идлиб и Алеппо, поразив все цели.

1 февраля 2016 года на авиабазу Хмеймим были переброшены истребители Су-35С, которые приступили к выполнению боевых задач.

Су-24М «Фехтовальщик»

Основной ударной силой российской авиагруппы в Сирии является модернизированный фронтовой бомбардировщик Су-24М.


Су-24М

Су-24 (по классификации НАТО — Fencer-D) — фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, за свой вытянутый нос получил прозвище «Фехтовальщик». Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в том числе на малых высотах. Главный конструктор — Евгений Фельснер.

Самолёт совершил первый полёт в 1976 году. Бомбардировщик оснащается специальной вычислительной подсистемой СВП-24 «Гефест», принятой на вооружение в 2008 году, которая расширяет возможности самолёта по поиску и уничтожению целей. Су-24М способен совершать полёт на малой высоте с огибанием рельефа местности. Бомбардировщик может наносить удары как по наземным, так и по надводным целям с применением широкой номенклатуры боеприпасов, включающей в себя высокоточные образцы вооружения, в том числе корректируемые авиационные бомбы (КАБ). Максимальная скорость полёта у земли — 1250 км/ч, перегоночная дальность полета — 2 775 км (с двумя подвесными топливными баками ПТБ-3000). Самолёт оснащается двумя турбореактивными двигателями АЛ-21Ф-3А тягой 11 200 кгс каждый.

Вооружение — пушка калибра 23 мм, на 8 точках подвески может нести ракеты классов «воздух — поверхность» и «воздух — воздух», корректируемые и свободно падающие авиационные бомбы, а также неуправляемые авиационные ракеты, съёмные пушечные установки, тактическое ядерное оружие.

Су-34 «Утёнок»

Многофункциональный истребитель-бомбардировщик поколения «4+» Су-34 (по классификации НАТО — Fullback) предназначен для нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов, в том числе с использованием ядерного оружия, по сухопутным и надводным целям в любое время суток. Основной ударный самолёт Воздушно-космических сил России.


Су-34

Среди российских военных Су-34 получил прозвище «Утёнок» из-за носовой части самолёта, напоминающей клюв утки.

Всепогодный фронтовой бомбардировщик является модернизацией истребителя Су-27. Главный конструктор — Роллан Мартиросов.

Первый полёт совершил 13 апреля 1990 года. На вооружение ВВС России принят 20 марта 2014 года. Серийно производится с 2006 года на Новосибирском авиационном заводе имени В.П. Чкалова. Максимальная скорость — 1900 км/ч, дальность полёта — более 4 000 км без дозаправки (7 000 км — с дозаправкой), практический потолок — 14 650 метров. Вооружение — пушка калибра 30 мм, на 12 узлах подвески может нести авиационные ракеты «воздух — воздух» и «воздух — поверхность» разных типов, неуправляемые реактивные снаряды и авиабомбы.

Самолёт оборудован системой дозаправки топливом в полёте. Су-34 оснащен двумя турбореактивными двигателями АЛ-31Ф М1 с тягой 13 300 кгс на режиме «форсаж» каждый. Экипаж самолета — 2 человека.

По информации из открытых источников, в декабре 2014 года на вооружении ВВС России состояло 55 единиц Су-34. Всего Минобороны РФ намерено принять на вооружение 120 Су-34.

Су-25СМ «Грач»

Бронированный дозвуковой штурмовик Су-25СМ (по классификации НАТО — Frogfoot-A), получивший прозвище «Грач», предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях.


Су-25СМ

Самолёт отличается от базовой модели Су-25 наличием бортового прицельно-навигационного комплекса ПрНК-25СМ «Барс» и аппаратуры для работы с системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Также было серьезно обновлено оборудование кабины — добавлены многофункциональные дисплеи (МФД) и новый индикатор на лобовом стекле (ИЛС) вместо старых прицелов.

Су-25СМ способен применять широкую номенклатуру боеприпасов, в том числе высокоточное оружие. Самолёт оснащен 30-мм двуствольной авиационной пушкой ГШ-30-2. Максимальная скорость полёта у земли — 975 км/ч, радиус действия — 500 км. Самолёт оснащается двумя турбореактивными двигателями РД-195 тягой 4 500 кгс на максимальном режиме каждый.

Читайте также  Прогнозы и перспективы вертолётной индустрии

Су-25 стал самым воюющим самолётом российской армии. Он участвовал во многих боевых действиях (Афганистан, Ангола, Южная Осетия). Именно «Грачи» оставляют на каждом параде Победы над Красной площадью шлейфы цветного дыма в виде флага РФ.

Су-27СМ


Су-27СМ и МиГ-29 на МАКС 2013

Многоцелевой истребитель Су-27СМ (по классификации НАТО — Flanker-B mod.1). Предназначен для завоевания господства в воздухе. Эффективность самолёта по сравнению с базовым Су-27 выросла в 2 раза при работе по воздушным целям.

Су-27СМ оснащен новыми комплексами бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). Кабина самолёта оборудована многофункциональными дисплеями (МФД). Расширена номенклатура применяемых авиационных средств поражения (АСП).

На самолётах типа Су-27СМ3 установлены две дополнительные точки подвески под консолями крыла.

Су-30СМ

Задача истребителей Су-30СМ (по классификации НАТО — Flanker-H) — прикрывать бомбардировщики и штурмовики, наносящие удары по позициям боевиков ДАЕШ.

Двухместный многоцелевой тяжёлый истребитель поколения «4+» создан на базе Су-27УБ путем его глубокой модернизации.


Су-30СМ на МАКС 2015

Предназначен как для завоевания господства в воздухе, так и для нанесения ударов по наземным и надводным целям. В конструкции самолёта применено переднее горизонтальное оперение (ПГО) и двигатели с управляемым вектором тяги (УВТ). За счёт применения данных решений самолёт обладает сверхманёвренностью.

На Су-30СМ установлена многофункциональная радиолокационная станция управления (РЛСУ) с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР) «Барс». В состав номенклатуры боеприпасов истребителя входит широкий ассортимент средств поражения, включая ракеты класса «воздух — воздух» и высокоточное управляемое оружие класса «воздух — поверхность». Су-30СМ может применяться в качестве самолёта для подготовки лётчиков для перспективных одноместных истребителей. С 2012 года ведётся строительство этих самолётов для ВВС России.

Су-30СМ способен выполнять боевые действия, связанные с большой дальностью и продолжительностью полёта и эффективным управлением группой истребителей.

На Су-30СМ установлена система дозаправки топливом в воздухе, новые навигационные системы, расширен состав аппаратуры управления групповыми действиями, а также усовершенствована система жизнеобеспечения. За счёт установки новых ракет и системы управления вооружением значительно повышена боевая эффективность самолёта.

Су-35С

Многоцелевой сверхзвуковой сверхманёвренный истребитель Су-35С относится к поколению 4++. Он был разработан в 2000-х годах опытно-конструкторским бюро им. П.О. Сухого на основе фронтового истребителя Су-27. Первый полёт Су-35 совершил в 2008 году.


Истребители Су-35С совершают перелет с аэродрома Приволжский на сирийскую авиабазу Хмеймим

Аэродинамическая схема самолёта выполнена в виде двухдвигательного высокоплана с трёхопорным убирающимся шасси с передней стойкой. Су-35 оборудован турбореактивными двигателями АЛ-41Ф1С с форсажной камерой и управляемым в одной плоскости вектором тяги, который был разработан на основе АЛ-31Ф, устанавливаемых на самолёты Су-27. Отличается от предшественника увеличенной тягой 14,5 тонны (против 12,5), большим ресурсом и пониженным расходом топлива.

На Су-35 – 12 узлов внешней подвески для крепления высокоточных ракет и авиабомб. Еще два – для размещения контейнеров РЭБ.

В состав вооружения Су-35 входит целый набор управляемых ракет типа «воздух — воздух» и «воздух — поверхность», а также неуправляемые ракеты и авиабомбы различных калибров.

По номенклатуре бомбардировочного и неуправляемого ракетного вооружения Су-35 в целом не отличается от сегодняшних Су-30МК, но в перспективе на нём смогут применяться усовершенствованные и новые модели авиабомб, в том числе с лазерной коррекцией. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 8000 кг.

Истребитель также оснащен пушкой ГШ-30-1 калибра 30 мм (боезапас – 150 патронов).

Самолёты Дальней авиации, базирующиеся на территории России

Ту-22М3

Дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла.


Ту-22М3

Предназначен для поражения сверхзвуковыми управляемыми ракетами наземных и морских целей в любое время суток и в любых метеоусловиях.

Главный конструктор — Дмитрий Марков. Первый полёт совершил 22 июня 1977 года, в серийное производство запущен в 1978 году, принят на вооружение ВВС СССР в марте 1989 года.

Самолёт оснащается двумя турбореактивными двигателями НК-25, развивающие мощность с форсажной камерой до 25 тонн. В боевое оснащение самолёта может входить: три сверхзвуковых ракеты класса «воздух-земля», десять аэробаллистических ракет для поражения наземных целей противника, а так же до 12 тонн обычных или ядерных бомб, располагающихся в фюзеляже и на внешней подвеске. Самолёт так же оснащен оборонительным вооружением – пушкой ГШ-23 со скорострельностью до 4 тысяч выстрелов в минуту.

Всего было построено около 500 Ту-22М разных модификаций. Максимальная скорость самолёта — 2 300 км/ч, практическая дальность — 5 500 км, практический потолок — 13 500 м. Экипаж — 4 человека. Может нести крылатые ракеты различных типов с обычным или ядерным зарядом.

В настоящее время ведётся ремонт и модернизация самолётов этой модели, стоящих на вооружении ВКС России.

Читайте также  Узбекистан получит вертолёты Ми-35

Ту-95МС

Турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец — изделие «В», по кодификации НАТО «Медведь».


Ту-95МС

Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием важных целей в удалённых военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий.

Главный конструктор — Николай Базенков. Самолёт создан на базе Ту-142МК и Ту-95К-22. Первый полёт совершил в сентябре 1979 года. Принят на вооружение ВВС СССР в 1981 году.

Максимальна скорость — 830 км/ч, практическая дальность — до 10 500 км, практический потолок — 12 000 метров. Экипаж — 7 человек. Вооружение — крылатые ракеты большой дальности, 2 пушки калибра 23 мм.

В настоящее время на вооружении ВКС России стоит порядка 30 единиц. Ведётся модернизация до версии Ту-95МСМ, что позволит продлить срок эксплуатации самолётов до 2025 года.

Ту-160

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла.


Ту-160

Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удалённых военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий.

Главный конструктор — Валентин Близнюк. Первый полёт машина совершила 18 декабря 1981 года, принята на вооружение ВВС СССР в 1987 году.

Максимальная скорость — 2 230 км/ч, практическая дальность — 14 600 км, практический потолок — 16 000 м. Экипаж — 4 человека. Вооружение: до 12 крылатых ракет или до 40 тонн авиабомб. Продолжительность полёта — до 15 ч (без дозаправки).

Не менее 15 машин этого типа состоят на вооружении дальней авиации ВКС России. До 2020 года ожидается поступление десяти модернизированных машин Ту-160М.

Вертолёты

Ми-8АМТШ «Терминатор»

На авиабазе Хмеймим размещены транспортно-штурмовые вертолёты Ми-8АМТШ «Терминатор». Это новейшая модификация известного и зарекомендовавшего себя военно-транспортного вертолёта Ми-8.


Ми-8АМТШ Терминатор

«Терминатор» предназначен для поражения техники, в том числе бронированной, укрытий и огневых точек, живой силы противника.

В номенклатуру применяемых с борта Ми-8АМТШ боеприпасов, помимо неуправляемого оружия, входят высокоточные образцы вооружения, в частности противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) 9М120 «Атака» или 9М114 «Штурм». Вертолёт может перевозить до 37 десантников, до 12 раненых на носилках или транспортировать до 4 тонн грузов, выполнять поисково-спасательные и эвакуационные операции.

Вертолёт оснащается двумя двигателями ВК-2500 увеличенной мощности. Ми-8АМТШ оснащены комплексом средств защиты от поражения. Кабина экипажа нового вертолёта оснащена многофункциональными индикаторами, на которых отображается цифровая карта местности, и новейшим пилотажно-навигационным оборудованием, работающим с системами навигации GPS и ГЛОНАСС. Вертолёты Ми-8АМТШ отличаются также улучшенными ресурсными показателями, позволяющими экономить значительные средства на обслуживании вертолётов в течение жизненного цикла.

Экипаж — 3 человека. Максимальная скорость — 250 км/ч, дальность полёта — до 800 км, практический потолок — 6 000 метров.

Универсальность и высокие лётно-технические характеристики сделали вертолёты Ми-8 одними из самых популярных в мире российских вертолётов.

Ми-24П

Ударный вертолёт Ми-24П (по классификации НАТО — Hind-F) предназначен для визуального наблюдения и организации зоны безопасности в районе аэродрома Хмеймим, а также поисково-спасательных работ. Является модернизированной версией Ми-24.


Ми-24П

Каждый Ми-24П, используемый в Сирии, несёт четыре блока по 20 неуправляемых авиационных ракет. Вертолёт также оснащён управляемыми ракетами и 30-мм двуствольной автоматической авиационной пушкой ГШ-30К (боекомплект — 250 снарядов), способен развивать скорость до 300 км/час и подниматься на высоту до 4 500 метров. Может летать на предельно малых высотах до 5 метров.

Вертолёт совершил первый полёт в 1974 году, серийное производство началось с 1981 года.

Ми-24П предназначен для нанесения ударов по скоплениям живой силы, борьбы с техникой, в том числе бронированной, уничтожения низколетящих малоскоростных воздушных целей.

Экипажи вертолётов Ми-8АМТШ и Ми-24П оснащены очками ночного видения, что позволяет им летать ночью.

Вооружение: бомбы и ракеты

Бетонобойная бомба БЕТАБ-500

Бетонобойная бомба БетАБ-500 разработана в ГНПП «Базальт». Предназначена для разрушения бетонированных сооружений, мостов, военно-морских баз. Основная задача бомбы — пробить крышу укрепленного объекта, это могут быть подземные склады ГСМ или оружия, различные бетонные укрепления. БетАБ-500 способна пробить 1 метр бетона, заглубленного в грунт на 5 метров. В грунте средней плотности этот боеприпас образует воронку диаметром 4-5 метров. Такие параметры достигаются, во-первых, за счёт траектории падения бомбы – вертикально вниз. После сброса с самолёта у боеприпаса раскрывается специальный тормозной парашют, который и направляет БетАБ к земле. Кроме того, когда парашют отстреливается, в хвостовой части бомбы включается ракетный ускоритель, который создает дополнительную скорость встречи боеприпаса с целью. Масса боевой части бомбы — 350 кг.

БетАБ имеет усиленную оболочку по сравнению с обычной фугасной бомбой, что помогает проламывать бетон и другие укрепления.

Ракеты Х-29Л и Х-25МЛ

Ракеты семейства Х-29 были разработаны в СССР и приняты на вооружение ещё в 1980 году. Сейчас модернизацию и выпуск боеприпасов ведет корпорация «Тактическое ракетное вооружение».

Читайте также  НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» сформировал перечень «больших вызовов» для отечественной авиации

Ракеты этого типа предназначены для поражения таких наземных целей, как прочные укрытия самолётов, стационарные железнодорожные и шоссейные мосты, промышленные сооружения, склады, бетонированные ВПП.

В версии Х-29Л ракета оснащена лазерной головкой самонаведения. В Сирии эти ракеты применяют фронтовые бомбардировщики Су-24М и истребители-бомбардировщики Су-34.

Ракета оснащена фугасно-проникающей боевой частью. Перед пуском ракеты лётчик может установить вариант срабатывания ракеты — мгновенное, от контакта ракеты с целью или срабатывание с задержкой.

Дальность стрельбы ракеты Х-29Л составляет от 2 до 10 км.

Ракета имеет мощную боевую часть весом 317 кг с массой взрывчатого вещества — 116 кг.

Х-25 — авиационная управляемая многоцелевая ракета класса «воздух — поверхность», оснащенная полуактивной головкой самонаведения (ГСН). На ракете Х-25МЛ установлена лазерная ГСН.

Предназначена для поражения малоразмерных целей как на поле боя, так и в тылу противника. Способна пробивать до 1 метра бетона.

Максимальная дальность пуска — 10 км. Скорость полёта — 870 м/с. Масса боевой части (БЧ) — 86 кг.

КАБ-500С

Эта корректируемая бомба предназначена для высокоточного поражения стационарных наземных целей — железнодорожных мостов, фортификационных сооружений, узлов коммуникаций. Бомба имеет высокую точность поражения за счёт инерциально-спутниковой системы наведения. Боеприпас можно эффективно применять и днём, и ночью в любую погоду.

Бомба может сбрасываться на дистанциях от 2 до 9 км от цели и на высотах от 500 метров до 5 км при скорости самолёта-носителя от 550 до 1100 км/ч. Масса бомбы в разных вариантах — 560 кг, масса фугасно-бетонобойной боевой части — 360-380 кг.

Круговое вероятное отклонение бомбы от цели, по данным Минобороны РФ, составляет 4-5 метров, по данным производителя — от 7 до 12 метров.

КАБ-500С имеет взрыватель с тремя видами замедления.

Прямым попаданием двух таких авиабомб в Сирии был уничтожен штаб группировки формирования «Лива аль-Хак» и сразу ликвидировано более 200 боевиков.

ОФАБ разной массы

Осколочно-фугасная авиационная бомба свободного падения. Она используется для поражения слабо защищённых военных объектов, бронированной и небронированной техники, живой силы. Применяется с высот от 500 метров до 16 км.

В Сирии эти боеприпасы применяются штурмовиками Су-25СМ.

Крылатая ракета Х-555

Дозвуковая стратегическая крылатая ракета воздушного базирования, модификация Х-55, оснащенная обычной боевой частью (БЧ).

Ракета оборудована инерциально-допплеровской системой наведения, в которой сочетается коррекция по рельефу местности со спутниковой навигацией. Х-555 может быть оснащена разными типами БЧ: осколочно-фугасной, проникающей или кассетной с разными типами элементов. По сравнению с Х-55 увеличена масса боевой части, что привело к снижению дальности полёта до 2000 км. Однако Х-555 может быть оборудована конформными топливными баками для повышения дальности полёта крылатой ракеты до 2 500 км. По данным из открытым источников, круговое вероятное отклонение (КВО) ракеты составляет от 5 до 10 м.

Согласно данным, полученным из видеозаписи Минобороны РФ, ракеты Х-555 применялись с самолётов Ту-160 и Ту-95МС, которые несли их во внутрифюзеляжных отсеках.

Стратегические ракетоносцы этих типов оснащаются пусковой установкой барабанного типа МКУ-6-5, на которой могут быть размещены 6 крылатых ракет воздушного базирования.

Крылатая ракета ЗМ-14

7 октября 2015 года три малых ракетных корабля проекта 21631 Каспийской флотилии («Углич», «Град Свияжск» и «Великий Устюг») и сторожевой корабль проекта 11661К «Дагестан» выполнили пуски 26 ракет по 11 наземным целям, находящимся на удалении около 1500 км. Это стало первым боевым применением ракетного комплекса.

Входящие в состав флотилии ракетные корабли проектов 11661К и 21631 оснащены пусковыми установками тактических крылатых ракет «Калибр» (по классификации НАТО — SS-N-27 Sizzler).

Ракетный комплекс «Калибр» разработан и производится ОКБ «Новатор» в Екатеринбурге на основе комплекса С-10 «Гранат», впервые был представлен в 1993 году.

На основе «Калибра» созданы комплексы наземного, воздушного, надводного и подводного базирования, экспортные варианты. В настоящее время разные виды комплексов «Калибр» стоят на вооружении России, Индии и КНР.

Официально разглашались данные о предельной дальности только экспортного варианта ракеты, она составляет 275-300 км. В 2012 году на встрече с президентом Дагестана Магомедсаламом Магомедовым вице-адмирал Сергей Алекминский, занимавший на тот момент пост командующего Каспийской флотилией, сообщил, что тактический вариант крылатой ракеты комплекса «Калибр» (3М-14) может поражать береговые цели на расстоянии до 2 600 км.

Тактико-технические характеристики ракеты 3М-14 являются секретной информацией и в открытом доступе отсутствуют.

* ДАИШ — террористическая организация, запрещена в России*

Источник: ТАСС (http://tass.ru/spec/syria)