В 2016 году суммарно на вертолётных заводах России построено 208 машин. Объёмы производства вертолётов на предприятиях холдинга «Вертолёты России» в 2016 г. сохранились на уровне 2015 года.
Читайте также: Фоторепортаж с Казанского вертолётного завода
ПАО «Казанский вертолётный завод» (КВЗ)
Завод в Казани выпустил и передал заказчикам около 70 вертолётов, в основном это были машины семейства Ми-8/17. Снижение количества выпускаемых вертолётов наблюдается второй год подряд, в то время как в 2011-2014 гг. объём производства составлял свыше 100 вертолётов за год.
Уменьшение объёмов производства на КВЗ было прогнозируемо и связано во многом с тем, что в начале 2016 г. КВЗ передал Индии последнюю партию из 23 винтокрылых машин Ми-17В-5 по соглашению 2012 г., предусматривающему поставку 71 вертолёта на сумму свыше $1,5 млрд, а новый контракт с Индией на поставку 48 машин Ми-17В-5 (на сумму около $1,3 млрд) находится в стадии согласования.
Рынок постепенно насыщается вертолётами средней грузоподъёмности семейства Ми-8/17. Стартовых продаж для авиакомпаний новых вертолётов средней грузоподъёмности Ми-38 пока не просматривается, также только недавно началась полноценная раскрутка для рынка гражданских версий лёгкого вертолёта «Ансат». Стоит заметить, что никакая ведущая вертолётостроительная компания за рубежом не предлагает на рынке в течение длительного времени один тип вертолёта. В списках же продаж российских вертолётов на протяжении длительного времени значатся машины средней грузоподъёмности семейства Ми-8/17.
Читайте также: Как собирают вертолёты на авиазаводе в Улан-Удэ
Для КВЗ ориентация в основном на выпуск Ми-8/17 привело к тому, что более 50% персонала вертолётного завода в 2016 г. пришлось переводить на три месяца (с 1 июля по 30 сентября) на сокращенную рабочую неделю, чтобы не проводить массовых увольнений сотрудников. Это были цеха основного и вспомогательного производства (порядка 3700 человек из 6500). Ключевые цеха (агрегатно-сборочный и малярный), а также лётно-испытательный комплекс трудились без изменений режима работы.
АО «Улан-Удэнский авиационный завод» (УУАЗ)
Похожая ситуация сложилась и на УУАЗе, для которого крупным зарубежным заказчиком на протяжении нескольких лет был Китай. Поставки в КНР продолжились и в 2015-2016 гг., но только небольшими партиями вертолётов марки Ми-171Е.
Небольшие заказы для ряда азиатских стран были завершены в Улан-Удэ в 2016 году. В частности, 9 декабря 2016 г. на авиационной базе в пригороде Астаны состоялась торжественная церемония передачи очередной партии из (2 штук) новых транспортно-боевых вертолётов Ми-171Ш, предназначенных для ВВС Казахстана.
В 2016 году на УУАЗе в основном строили вертолёты для отечественных силовых структур. По неофициальной информации, в 2016 г. на заводе изготовили немногим более 50 вертолётов семейства Ми-8/17/171 заказу Минобороны России, МВД и ФСБ. Всего на УУАЗе в 2016 году построили около 60 вертолётов марки «Ми».
Читайте также: Фоторепортаж с завода «Росвертол»
ПАО «Роствертол»
На вертолётном заводе в Ростове-на-Дону в прошлом году было построено два (по другим данным – три) тяжёлых вертолёта Ми-26. В первом полугодии 2016 г. «Рособоронэкспорт» завершил поставку в Алжир последних двух вертолётов Ми-26Т2 из партии в шесть штук, тем самым был полностью выполнен контракт, заключенный между Россией и Алжиром в 2013 г.
На «Роствертоле» продолжали строить ударные вертолёты Ми-28Н и многоцелевые боевые вертолёты Ми-35М в рамках договоров с Минобороны России и контрактов с зарубежными странами (Казахстан, Алжир, Ирак, Нигерия). По заявлению руководства холдинга «Вертолёты России», ударные вертолёты Ми-28Н (Ми-28НЭ) и многоцелевые военные вертолёты Ми-35М пользуются стабильным спросом, как в России, так и на внешнем рынке. В 2012-2014 годах поставлено около 140 единиц этой техники, в 2015 г. – 28 вертолётов (примерно столько же боевых машин выпущено в 2016 г.). На период 2016-2018 гг. ожидаемый объём поставок может составить более 120 вертолётов Ми-28Н и Ми-35М.
ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И.Сазыкина» (ААК «Прогресс»)
В 2011 г. было официально объявлено, что в рамках контракта с Минобороны России на предприятии «Прогресс» будет построено более 140 боевых вертолётов марки Ка-52. К началу 2017 г. построили свыше 100 вертолётов Ка-52, только в 2016 г. изготовили около 15 штук таких военных винтокрылых машин. Для сравнения: АКК «Прогресс» выпустил в 2015 г. 20 вертолётов: 16 машин Ка-52 «Аллигатор» и 4 вертолёта Ка-52К «Катран».
По утверждению руководства предприятия «Прогресс», завод загружен экспортными заказами до 2020 г. Согласно подписанному контракту, ВМС Египта получат 46 вертолётов Ка-52 «Аллигатор». Первую партию Ка-52 запланировано изготовить в начале 2017 г.
Читайте также: Авиация России: итоги 2016, планы на 2017
Также необходимо сказать, что на ААК «Прогресс» строится опытная партия нового вертолёта гражданского назначения Ка-62. 28 апреля 2016 года на режиме висения впервые был опробован вертолёт Ка-62. Полёт состоялся на аэродроме завода «Прогресс» Приморского края.
АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» (КумАПП)
Предприятие в Башкирии построило и передало китайской компании Jiangsu Baoli Aviation Equipment Investment в 2016 г. четыре заказанных ею многоцелевых средних вертолёта Ка-32А11ВС. Китайский партнёр приобретает российские вертолёты уже более пяти лет. В 2016 г. эта китайская компания обязалась помочь российскому холдингу «Вертолёты России» продать в Китае за 10 лет 100 винтокрылых машин. Ранее холдинг «Вертолёты России» поставил в КНР суммарно 11 вертолётов марки Ка-32.
В 2016 году на предприятии было построено и передано заказчикам — различным российским структурам, несколько вертолётов семейства Ка-32, а также изготовлен первый экземпляр лёгкого вертолёта Ка-226ТК корабельного базирования, заказанного для Пограничной службы ФСБ России.
В 2016 г. КумАПП выполнило контракт по ремонту и глубокой модернизации противолодочных вертолётов Ка-27 для авиации ВМФ России, а также отремонтировало партию транспортно-боевых машин Ка-29. В конце года военные получили 8 машин Ка-27М.
Следует также сказать, что в 2016 г. на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) были собраны методом отвёрточной сборки и отправлены заказчику два американских лёгких многоцелевых вертолёта Bell-407GXP. Оба построенных по лицензии вертолёта получил Омский лётно-технический колледж гражданской авиации им. А.В.Ляпидевского для обучения курсантов.
По заявлению вице-премьера Дмитрия Рогозина, на вертолётостроительных предприятиях России в 2016 г. было построено 186 военных и 22 гражданских вертолёта.
Источник: Жуковские вести